Инвестиционное послание губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Полный текст

27.05.2016 | 13:00 | Рубрика: Политика | Просмотров: 233 | Комментариев: 0
poslanie

Добрый день, уважаемые коллеги!

В соответствии с поручением президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 27 декабря 2012 года, главы регионов должны обращаться к предпринимательскому сообществу с ежегодным инвестиционным посланием. Сегодня впервые в практике правительства Иркутской области я обращаюсь к вам с подобным докладом.

Среди основных задач, которые сегодня мы ставим перед собой – это необходимость выработки эффективных инструментов по повышению инвестиционной привлекательности региона. Это все направления, которые тем или иным образом влияют на комфортность ведения бизнеса. Здесь и регистрация собственности, постановка на кадастровый учет, регистрация вновь созданного предприятия, выдача лицензий, доступность трудовых ресурсов, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, финансовая и нефинансовая поддержка инвесторов и малого бизнеса. То есть все то, с чем предпринимательство сталкивается в ежедневном режиме.

Итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, презентованные в прошлом году Агентством стратегических инициатив следует рассматривать, как руководство к дальнейшей активной работе в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата на территории региона.

В своем недавнем послании о положении дел в Иркутской области в 2015 году и основных направлениях областной государственной политики на 2016 год я поставил перед правительством Иркутской области сложную, но выполнимую задачу – в течение ближайших трех лет войти в первую тридцатку рейтинга инвестиционной привлекательности. То есть фактически занять лидирующие позиции по Сибирскому федеральному округу.

В настоящее время в этом направлении идет активная работа. Под руководством председателя правительства Иркутской области создана специальная межведомственная рабочая группа. В ее состав входят представители всех ведомств и организаций, отвечающих за наиболее проблемные направления в сфере обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций.

Утверждена «дорожная карта» по внедрению в Иркутской области лучших региональных практик, представленных Агентством стратегических инициатив. Её реализация должна способствовать не только изменению позиции в Национальном рейтинге, но и повышению качества предоставления государственных услуг и созданию комфортной среды для развития бизнеса на территории Иркутской области.

Хочу отметить, что по показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает второе место. Впереди только Красноярский край. По итогам 2015 года этот показатель оценочно составляет 211,8 млрд рублей. Что касается статистики по предоставлению региональных мер поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговых преференций, то согласно предварительной оценке, объем инвестиций в 2015 году предприятий-льготополучателей составил порядка 97,0 млрд рублей, объем введенных основных производственных фондов – 44,0 млрд рублей, создано более тысячи рабочих мест, расчетный объем налоговых поступлений по налогу на прибыль и имущество организаций – 4,5 рубля с одного рубля льготы.

На территории Иркутской области активно реализуется ряд федеральных и региональных проектов – это реконструкция Байкало-Амурской магистрали силами ПАО «РЖД», строительство газопровода «Сила Сибири» ПАО «Газпром», постановка на крыло среднемагистрального самолета МС-21 ПАО «Иркут», реконструкция аэропорта г. Иркутска ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» и несколько других. Регион крайне заинтересован в реализации этих проектов, поскольку это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления и новые производства. В то же время работа по так называемым «проектам с нуля» в регионе ведется неэффективно. Наши предшественники декларировали много красивых инвестиционных проектов. Была выпущена масса пресс-релизов о том, какие предприятия в скором времени будут построены. Реальность же такова, что новые крупные инвесторы в регион не заходили, все заканчивалось декларациями. В Иркутской области накопилось много негативного опыта. Наглядный пример – проект компании Нитол в Усолье-Сибирском. Несколько лет назад, была предоставлена абсолютная региональная и политическая поддержка, миллиарды рублей государственных кредитов, налоговые льготы. В итоге, к моменту прихода нынешнего правительства — разрушенное производство, банкротство предприятия.

Мною были даны поручения провести проверку всех инвестиционных проектов, которые пользуются региональной поддержкой. Уже есть первые итоги. Выясняется, что по некоторым проектам возврат НДС из бюджета больше, чем сумма всех уплаченных этим инвестпредприятием налогов в бюджет. Это примеры бесконтрольности и отсутствия управляемости.

На сегодняшний день в Иркутской области создано достаточно мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса для его стабильной работы, ведется планомерная деятельность по снижению административных барьеров. Вместе с тем, в 2015 году активно решалась задача по повышению эффективности существующих и выработке новых механизмов поддержки участников инвестиционной деятельности.

Так, для предоставления налоговых льгот организациям – резидентам индустриальных парков внесены изменения в региональный закон «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций»; установлены дополнительные пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения отдельными категориями предпринимателей, в том числе резидентами индустриальных парков; в части реализации федеральных инициатив принят закон о «налоговых каникулах», который вступил в действие с 1 января 2016 года, а также расширен перечень видов деятельности при применении патентной системы налогообложения с 47 до 63.

Актуальным остается вопрос по изменению действующего регионального законодательства, предусматривающего случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, например, для линейных объектов электроснабжения, теплоснабжения, внутриквартальных водопроводов и так далее.

Поручаю проработать возможность сокращения сроков и количества процедур в сферах, связанных с регистрацией предприятий, постановкой на учет имущества и земельных участков, получением разрешений и лицензий. Это, несомненно, позволит улучшить условия работы бизнеса.

Активную работу по поддержке инвестиционной и предпринимательской деятельности продолжает правительство Иркутской области, отраслевое министерство, муниципалитеты, а также подведомственные организации и учреждения.

По итогам 2015 года более двух с половиной тысяч предпринимателей, получили государственную поддержку. С представителями малого и среднего бизнеса проведено почти четыре тысячи мероприятий. Это значительно больше, чем в 2014 году.

В 2016 году, несмотря на общее снижение финансирования из федерального бюджета мы постарались максимально сохранить объем субсидий в рамках госпрограммы Иркутской области по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В частности, для поддержки производственных предприятий малые товаропроизводители получили компенсацию на модернизацию оборудования в размере 66 млн. рублей. Это позволило покрыть 50% понесенных затрат. В нынешнем году эта мера поддержки сохранена.

Для упрощения доступа предпринимателей к кредитным и другим финансовым ресурсам действует «Иркутский областной гарантийный фонд». Он предоставляет поручительства через банки-партнеры, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве.

Несмотря на общий спад рынка кредитования, в 2015 году Гарантийным фондом было выдано поручительств на общую сумму 508 млн рублей. Благодаря этому предприниматели смогли привлечь финансовые ресурсы на общую сумму 1,1 млрд рублей, что превышает показатели 2014 года в 2,5 раза.

Конечно, понимая, что все проблемы решить только финансовыми ресурсами невозможно, активно развиваются и нефинансовые инструменты поддержки. К примеру, «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» оказывает информационно-консультационные услуги, а также осуществляет возмещение части затрат предпринимателей, участвующих в выставочно-ярмарочной деятельности.

С 1 апреля 2016 года началась реализация проекта «МФЦ «Мои документы» для бизнеса», который будет работать по принципу «одного окна». Также планируется представлять информацию об уже имеющихся мерах государственной поддержки, о перечне муниципального имущества для субъектов предпринимательства. Появится возможность предоставлять пакет документов на получение через многофункциональные центры субсидий.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Иркутской области и содействия реализации инвестиционных проектов на территории региона осуществляет деятельность «Корпорация развития Иркутской области». В настоящее время в структуре Корпорации создается «Агентство инвестиционного развития Иркутской области», к основным задачам которого будут отнесены: презентация Иркутской области, как региона, благоприятного для инвесторов; поиск инвесторов для конкретных площадок и проектов; сопровождение реализации инвестиционных проектов, помощь в преодолении административных барьеров; участие в международных выставках и ярмарках.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами живем в развивающимся мире и наблюдаем, как в интересах опережающего развития на смену старым приходят новые формы взаимодействия предприятий, научных учреждений, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов. Для решения этих задач создан Центр кластерного развития, который мы сейчас настраиваем на эффективную работу.

В настоящее время в Иркутской области сформированы три кластера: машиностроительный, фармацевтический и нефтегазохимический кластер.

В рамках машиностроительного кластера созданы региональный центр инжиниринга, центр сертификации, стандартизации и испытаний. Они позволят обеспечить создание единых технологических цепочек по выпуску высокотехнологичной машиностроительной продукции с привлечением субъектов малого среднего бизнеса.

К ключевым проектам участников фармацевтического кластера относится производство высокотехнологических лекарственных, биопрепаратов, фармацевтических субстанций. В работу включились порядка 80 участников, в том числе предприятия фармацевтической отрасли, представители малого и среднего бизнеса, научно-исследовательские и образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Нефтегазохимический кластер стал третьим кластером, формируемым в Иркутской области. На первом этапе в декабре 2015 года в его состав вошли предприятия малого и среднего бизнеса, расположенные на территории Ангарского городского округа, осуществляющие переработку полимерной продукции. Вторым этапом предусмотрено расширение участников кластера путем вовлечения крупных предприятий-производителей углеводородного сырья.

Также в настоящее время в Иркутской области действует два технопарка: Ангарский индустриальный парк и технопарк на базе Иркутского национального исследовательского технического университета.

В Ангарском технопарке зарегистрировано 50 резидентов, создано около 1500 рабочих мест.

Объем научно-исследовательских работ и инновационных разработок, выполненных в технопарке ИРНИТУ в 2010-2015 годах составил более 2 млрд рублей. Инвестиции, привлеченные в регион на реализацию этих проектов составили почти 9 млрд рублей Создано более 170 новых рабочих мест в сфере высокотехнологичных и наукоемких производств.

Говоря об инвестициях нельзя не отметить планы по реализации крупных инфраструктурных проектов на территории Иркутской области. В настоящее время правительством Иркутской области совместно с ПАО «Газпром» ведется взаимодействие по вопросу начала строительства газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск» в 2017 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Проект позволит обеспечить развитие газоперерабатывающих, газохимических производств в Иркутской области, в том числе на промплощадке АО «Саянскхимпласт» и стабилизировать ситуацию в моногороде Саянске. Будет активизирована газификация субъектов Байкальского региона.

Также в 2016 году продолжится проработка вопроса освоения золоторудного месторождения «Сухой лог». Начало разработки крупнейшего в России месторождения рудного золота позволит привлечь в экономику Иркутской области до 96 млрд рублей прямых инвестиций, создать около четырёх тысяч новых рабочих мест на объектах проекта и увеличить налоговые поступления во все уровни бюджетной системы более чем на 20 млрд рублей.

Настоящим прорывом можно считать создание территории опережающего социально-экономического развития в Усолье-Сибирском. За счет комфортных условий размещения новых производств мы получили возможность развития экономики города, привлечения инвестиций и создания рабочих мест. В соответствии с утвержденными требованиями, резидент ТОСЭР должен в течение первого года вложить не менее 5 млн рублей. инвестиций и создать не менее 20 рабочих мест.

Сейчас на уровне региона и муниципального образования разрабатывается необходимая нормативно-правовая база создания ТОСЭР, в том числе в части обнуления ставок по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций, освобождения от земельного налога в течение первых пяти лет для резидентов ТОСЭР. Эту работу поручаю завершить в кратчайшие сроки.

В январе 2016 года подписано Генеральное соглашение с Фондом развития моногородов, которое предусматривает возможность привлечения средств Фонда на реконструкцию инфраструктуры для новых инвестиционных проектов в Усолье-Сибирском. И этой возможностью необходимо воспользоваться.

Также Фонд развития моногородов подтверждает договоренности направлять средства на создание инфраструктуры для новых проектов на территории Байкальска. Соответствующее соглашение подписано совсем недавно. Таким образом продолжается работа по созданию территории опережающего развития в Байкальске.

Хотел бы несколько слов сказать о многострадальной особой экономической зоне «Ворота Байкала». Честно говоря, за эти годы ровным счетом ничего ни сделано. Хотя финансовые возможности были огромными. Сейчас федеральных средств стало меньше, зато у нас решимости больше и останавливаться мы не собираемся. Правительству Иркутской области во взаимодействии с Минэкономразвития России необходимо приложить все усилия, чтобы завершить проектирование и строительство необходимых объектов инфраструктуры.

Мы начали работу по формированию туристско-рекреационного кластера «Байкальское созвездие», основные площадки которого расположены на территориях Ольхонского, Иркутского и Слюдянского районов, а также в городе Иркутске. Результатом реализации проекта станет создание комфортной среды для ежегодного приема и обслуживания почти 2 миллионов туристов из России и зарубежных стран.

Убежден, в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года раздел «Туризм» должен занимать значимое место, кроме того, должна быть разработана стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Иркутской области до 2030 года.

Уважаемые участники форума.

Говоря о проблемах, мы не должны забывать о позитивных моментах нашей работы. Так, в 2015 году город Братск стал одним из 24 лучших муниципальных образований, вошедших в Атлас муниципальных практик Агентства стратегических инициатив. Это стало возможным благодаря многолетней работе по созданию достойных условий для бизнеса. Своеобразным итогом стало издание интерактивной инвестиционной карты с указанием необходимой инфраструктуры для инвесторов. Опыт города Братска рекомендовано принять за основу при дальнейшей работе с муниципальными образованиями по внедрению лучших муниципальных практик.

Призываю мэров обратить внимание на работу коллег в этом направлении и внедрять этот опыт на своих территориях. Это позволит привлечь реальных инвесторов и обеспечить открытие новых производств.

Безусловно, эффективная работа по созданию благоприятных условий для инвесторов невозможна без общественных организаций. К примеру, представители региональных отделений общественных организаций предпринимателей «Деловая Россия», «Опора России», «РСПП», представители ТПП Восточной Сибири, Общественной организации предпринимателей Иркутской области, бизнес-сообщества и науки входят состав Экспертной группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу регионального инвестиционного Стандарта. Это набор из 15 требований, успешная реализация которых направлена на увеличение притока инвестиций в регионы, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью. Исполнение Стандарта находится на контроле аппарата президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

Одна из задач Экспертной группы – подготовка рекомендаций по повышению качества мероприятий по улучшению инвестиционного климата и устранению выявленных недоработок со стороны исполнительных органов государственной власти. Это одновременно своеобразный элемент контроля и вовлеченности в решение общей задачи.

Еще одним документом, который с недавних пор внедряется правительством Иркутской области, является Стандарт развития конкуренции. Он также разработан Агентством стратегических инициатив совместно с Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации и является обязательным для всех регионов.

Результатом внедрения Стандарта на территории Иркутской области должно стать улучшение условий для ведения бизнеса, развитие предпринимательства в регионе, расширение количества участников при осуществлении закупок, а также предотвращение случаев ограничения конкуренции.

Мы заинтересованы в участии Иркутской области в таких перспективных направлениях Агентства стратегических инициатив, как Национальная технологическая инициатива и дополнительное образование детей, включая создание детских технопарков, а также готовы выступить в качестве «пилотной» территории при запуске новых проектов со стороны АСИ.

Еще одним важным вопросом в реализации инвестиционной деятельности является развитие государственно-частного партнерства на территории области.

Правительством региона уделяется особое внимание укреплению эффективного взаимодействия с предприятиями, действующими на территории области. В 2015 году заключено 35 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории региона. Общий объем договоренностей по перечислению налоговых платежей в консолидированный бюджет области составил 22,3 млрд рублей, по благотворительному финансированию социальных мероприятий –1,2 млрд рублей.

До 1 июля 2016 года должна быть завершена работа по приведению в соответствие с Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве» нормативных правовых актов Иркутской области. Это позволит создать все необходимые условия для привлечения частного капитала на реализацию инфраструктурных и социально-значимых проектов на территории области.

Поручаю отраслевым министерствам провести анализ и подготовить перечень проектов, которые могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства в курируемой сфере. Муниципальным образованиям также рекомендую обеспечить ревизию объектов, которые могут быть переданы в муниципально-частное партнерство или концессию. Министерству экономического развития Иркутской области необходимо оказывать методическую помощь, а также совместно с министерством имущественных отношений Иркутской области разработать единый порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений.

Твердо убежден, эффективно вести предпринимательскую и инвестиционную деятельность возможно только имея качественную нормативно правовую базу. Учитывая это в правительстве Иркутской области особое внимание уделяется оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области и экспертизе нормативных правовых актов Иркутской области.

Стоит подчеркнуть, что качество таких документов исполнительных органов государственной власти, значительно повысилось: только 31 из 203 проектов получили в 2015 году отрицательные заключения. Совместно с предпринимательским сообществом проведена работа по устранению имеющихся замечаний к действующим и разрабатываемым правовым актам и сокращению имеющихся административных барьеров для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При поддержке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области министерством экономического развития подготовлены предложения по изменению действующего федерального и регионального законодательства. Они направленны на ограничение вмешательства органов власти в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и на снижение избыточного госрегулирования при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Для демократизации системы оценки регулирующего воздействия приглашаю предпринимательское сообщество активнее участвовать в публичных консультациях по проектам нормативных правовых актов. Исполнительным органам государственной власти Иркутской области поручаю направлять разрабатываемые проекты нормативных правовых актов как можно большему количеству заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях получения более взвешенного и корректного решения по поводу разработки документа.

Активно работая на региональном и федеральном уровне, мы не забываем про международное сотрудничество. Особое внимание уделяем развитию взаимодействию со странами АТР. В 2016 году в Китае и Монголии будут открыты представительства правительства Иркутской области. Это необходимо для усиления позиций Иркутской области в этих государствах, увеличения товарооборота и развития гуманитарных связей. Идея по их созданию была одобрена, и сейчас при поддержке министерства экономического развития РФ, представительства МИД в Иркутске и генеральных консульств мы активно занимаемся созданием представительств.

Конечно, говоря о развитии инвестиционного климата, мы не должны забывать о развитии человеческого, кадрового потенциала. Это наиважнейшая задача, без решения которой привлечение инвестиций в регион будет бессмысленным.

Ежегодно министерство труда и занятости Иркутской области составляет прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области на долгосрочный период. Выявляются запросы инвесторов в квалифицированных специалистов с целью обеспечения сбалансированности объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в регионе.

Правда пока в части подготовки кадров мы видим серьезные перекосы и их мы обязаны исправлять. Наиважнейшая задача – сохранение высшего образования и повышение качества средне-профессионального образования. И здесь мы также надеемся на поддержку общественных организаций и предпринимательского сообщества. Ведь это наша общая задача.

И еще одна проблема, которую мы можем решить только вместе – это борьба с неформальной занятостью, практикуемой малым и средним бизнесом. Работая с инвесторами и предпринимателями, мы призываем всех действовать в рамках законодательства Российской Федерации, не допускать серых схем при начислении и выплате заработной платы, обеспечивать необходимые налоговые и страховые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Давайте скажем честно, тем, кто планирует хитрить и жульничать, рассчитывать на нашу поддержку не стоит!

Уважаемые коллеги!

Мы обязаны в ближайшем будущем качественно изменить механизмы привлечения инвестиций в регион, создать систему фильтров, которая позволит уйти от фиктивной инвестиционной деятельности. Необходимо организовать систему мониторинга крупных инвестиционных проектов. Ведь иногда непонятно, кто реальный инвестор, завышаются объемы инвестиций, отсутствует прозрачность в схемах реализации проектов. Имея слабый контроль со стороны власти вкупе со всеми вышеперечисленными факторами, мы и получаем столь плачевный результат.

В режиме он-лайн каждый житель области и независимый эксперт должен иметь возможность отслеживать ход реализации инвестиционного проекта. Требуется жесткий контроль за инвестпроектами, реализованными с привлечением субсидий из областного бюджета. Все получатели такой меры поддержки должны быть зарегистрированы в единой системе учета – открытой и прозрачной. Она выдаст любому желающему информацию о том, сколько рабочих мест создано, какие деньги потрачены и какая продукция производится.

Поручаю министерству экономического развития Иркутской области сформировать единый механизм отбора и реализации инвестиционных проектов, в котором будет предусмотрено участие институтов развития субъектов малого и среднего бизнеса, Корпорации развития Иркутской области, многофункционального центра. Для этого необходимо разработать прозрачную информационную схему по всем мерам государственной поддержки, реализуемым на территории региона, и разместить ее на Инвестиционном портале Иркутской области.

Принцип «одного окна» должен быть доступен, понятен и привлекателен для всех потенциальных инвесторов, вне зависимости от стоимости проекта. Таким «одним окном» я вижу министерство экономического развития Иркутской области.

С учетом новых реалий необходимо актуализировать Инвестиционную стратегию Иркутской области, увязав ее с разрабатываемой Стратегией социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Бизнес ждет от власти ясного и четкого сигнала о том, что мы намерены сделать в самое ближайшее время в этом направлении, с учетом кризисных состояний, проявляющихся сейчас в экономике.

Изменение ситуации во взаимодействии с бизнесом, это одна из основных приоритетных задач правительства Иркутской области. Мы заинтересованы в привлечении инвесторов, в развитии малого и среднего бизнеса, мы открыты для вас, для ваших идей и начинаний. Убежден, в партнерстве с предпринимательским сообществом, общественными организациями, поддерживающими малый и средний бизнес, представителями муниципальной власти мы способны наладить открытую, эффективную работу по повышению инвестиционной привлекательности Иркутской области.

Спасибо за внимание!

Фото: Яна Ушакова

Поделитесть новостью с друзьями:
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Поделитесь своим мнением Комментарии публикуются только после утверждения администратором сайта!

 Наш опрос

Доверяете ли вы полиции?

Смотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Результаты всех опросов

≡  Все разделы сайта
Последние новости
  • На севере Тайшетского района вновь перебои с энергоснабжением
  • Железнодорожный сверхцинизм: кому война, а кому мать родна
  • Группа «чёрных лесорубов» из Чунского района отправилась в колонию
  • Сфотографируйся с питомцем и поучаствуй в конкурсе!
  • Тайшетская автобаза приказала долго жить
  • Иркутянин получил девять лет строгого режима за героин стоимостью 100 000 000 рублей
  • Вместо шампанского на новогодних столах будут его дешёвые заменители
  • Из-за замыкания проводки с начала года в Иркутской области сгорели 176 автомобилей
  • Консультация юриста. Если вы купили автомобиль с существенными недостатками
  • Актёру из Канска, сыгравшему в рекламе МММ Лёню Голубкова, сегодня исполнилось 64



  • Тайшет24 © 2015-2016
    На сайте опубликовано 2783 новостей
    Дизайн сайта и техподдержка - GoodwinPress
    Наверх